Вчера посещал один из заводов лидера на рынке тары и упаковочных материалов. Цель – разработка плана действий по использованию производственной аналитики для улучшения качества и повышения производительности.
Предприятие как предприятие, хорошее оборудование, приятные люди. Несколько моментов, которые привлекли внимание. Идет оперативный контроль качества продукции. Поскольку продукция массовая то отбирается по 20-30 штук каждые полчаса и делается измерение порядка 25 характеристик. Если в результате контроля выявляется несоответствие, то этот факт заносится в информационную базу данных, если несоответствий не выявлено, то ничего не заносится. То есть при всем обилии приборов и методов измерений, которые измеряют с высокой степени точности, мы не видим результаты измерений, а видим только ОК/N. И даже ОК не видим, а только N. Это серьезно снижает возможность выявлять разладки процесса на ранних стадиях. Но пошли дальше.
После пункта промежуточного контроля продукция движется к автоматическим «инспекторам». Для тех, кто не знает – это мощное оборудование, которое проверяет качество каждой единицы продукции. И те изделия, которые не проходят – автоматически сбрасываются с ленты.
А после этих инспекторов сидит контролер, который еще раз выборочно проводит контроль продукции.
Я поинтересовался:
- У вас три точки контроля друг за другом по линии. Они проверяют разные параметры продукции?
- Нет. Они контролируют одно и то же.
- Это интересно, ведь автоматический лазерный «инспектор» проводит 100% контроль, зачем же тогда проводить контроль до него и после него. – поинтересовался я.
- До «инспектора» контроль проводится, чтобы дать оперативную обратную связь операторам на процессе для быстрых корректировок. А после – чтобы поставить клеймо качества на каждой паллете. А «инспектор» может врать.
- Врать???
- У инспектора очень чуткие настройки. Его можно настроить так, что он будет любой брак пропускать, а можно так, что всю годную продукцию будет браковать. И наши инженера всегда ищут приемлемый баланс. А на сколько у них это получается, кто его знает…Но совсем грубые нарушения по качеству он конечно ловит…но мы ему не очень-то доверяем.
Надо сказать, что инспектор – это огромная дорогая машина, 3 на 3 метра. И для надежности даже установлено два одинаковых инспектора один за другим. И вот такая эффективность использования?
Ладно, идем дальше.
Мне, как человеку, которому придется анализировать данные, очень нравится, что информация заносится в единую информационную систему и служба качества получает из нее всю необходимую информацию. Информационная система очень дорогая, за ее ежемесячное обслуживание платятся хорошие деньги.
Спрашиваю: - А какие отчеты вы из нее получаете?
Руководитель из ОТК отвечает, слегла замявшись. – видите ли, отчеты он выдает, но настолько непонятные и неудобные, что мы их не используем. А делаем из этой системы выгрузку в Excel (правда напрямую в Excel он выгрузить не может и приходится еще выгруженные данные преобразовывать из текстовой информации в числовую). Затем, собрав из нескольких выгрузок необходимые данные, мы сводим их в удобные для нас таблички-отчеты.
Вот такая вот автоматизация. Уверен, что производителю информационной системы, а также руководителям, закупавшим ее, вообще неизвестно об уровне использования этой информационной системы. Вместо удобной аналитики, она несет только функцию сбора и хранения данных, которые не так просто оттуда вытащить. Хотя основная ценность этой системы, которая отражена в цене, именно аналитические возможности системы.