Вернулся вчера с консультации. Завел себе правило, если был примечательный случай – фиксировать. Каждый опыт чему-то учит. Планирую потом обобщить их в книге…Так вот случай.
Мировой всем известный бренд. Проблемы с качеством. Поскольку внедрен 100% выходной контроль, то дефекты не уходят потребителю, а просто вызывают остановки оборудования и на 30% снижают производительность, а показатель ОЕЕ (для тех, кто разбирается в эффективности работы оборудования по LEAN), вообще составляет лишь 45%. Ключевым источником остановок является некий дефект, под условным названием «звездочки». Меня пригласили как внешнего консультанта, чтобы помочь найти причину дефекта. Поскольку дефект наблюдался практически всегда, только в разной интенсивности и никто не знает природу происхождения, то это конечно тема для полноценного проекта SixSigma. Но новый руководитель поставил цель – через месяц справиться с дефектом. Поэтому без русского форсажа здесь никак не обойтись.
Команда подобралась толковая, замотивированная. Начали собирать по сусекам экспертные мнения, отчеты, статистику, презентации, исследования. Технологи и руководитель предложили сравнить два выборки – одну, где дефектов было много, вторую - где дефекты были в норме (иностранцы любят визуализация, поэтому сравнивали «зеленые» против «красных» строчек в таблицах). Сравниваем и не находим никакого отличия в многочисленных параметрах процесса и сырья. Нет отличия по видам оборудования, по операторам и других потенциальным факторам. Вообще ничем не отличаются ситуации. Ситуация странная. Может быть измерительная система не вполне пригодны и «шалит»? Нет, все ОК. И тут совершенно случайно выясняю такой интересный факт: оказывается, «зеленые строчки» - то есть когда качество ОК вовсе не означает, что дефектов не было. Они были, просто их количество было на приемлемом уровне.
За последние полгода построили гистограмму по количеству дефектов, выявленных в течение контроля. Посмотрите на график ниже. Какая прелесть! Какой аккуратный! Но все, что правее красной черты «по чьей-то то прихоти» (требование спецификаций) считается неприемлемым, а все что правее – приемлемо. О чем нам говорит эта картина. Сопоставление «красных» и «зеленых» - бессмысленное и бесперспективное дело. И те, и другие укладываются в четкую статистическую закономерность, которому и должны быть подчинены дефекты. И те, и другие могут получаться при схожих производственных параметрах и условиях. Контрольная карта Шухарта подтвердила этот вывод: мы имеем стабильно плохой процесс. Никаких особых причин не было и шансы найти зерно при подобном сопоставлении практически равны 0. Это классика. Это еще одно проявление «допускового мышления». Когда все, что за границей спецификации мы считаем, что обладает какими-то исключительными свойствами. А это, с точки законов статистики абсолютно не так.