Logo

Управление эффективностью R&D

Уже не редкость наличие в промышленных компаниях исследовательских подразделений (R&D). Функционал у них достаточно разный. Одни отвечают за разработку новых продуктов/технологий, в других компаниях R&D занимается всеми вопросами, которые сопровождают какие-либо изменения в производственных процессах. Есть миксы этих функционалов.

При этом, если компания «завела» у себя R&D, то динамика расходов на этот вид деятельности неуклонно растет. Можно подумать, что динамика расходов на R&D залог роста финансовых результатов. R&D - это прежде всего творческие ребята, их идеи масштабны и амбициозны, а запросы неограниченны в пространстве и времени (и всегда «логичны»).

Общаясь с ними всем задаю один и тот же вопрос: «А как руководство оценивает эффективность вашей деятельности? Есть какие-то показатели, критерии, по которым вас оценивают?» И еще нигде не слышал вразумительного ответа. Обычно главным показателем качества работы R&D является своевременность выполнения запланированных работ. А есть компании, в которых даже и этим вопросом не особо увлечены. Под час кажется, что появление этих подразделений в компании - просто дань моде и игры в реструктуризацию: «у нас уже есть своей R&D, а у вас?».

Так как же оценивать работу R&D? Все работы, которые делает эти специалисты можно разбить на два направления:

  • Разработка нового
  • Доработка/улучшение старого

Понимание сути работ R&D рождает понимание того, на что они оказывают влияние и какие показатели важны в этой работе.

На мой взгляд, мыслить надо в двух измерениях:

  1. Скорость работы R&D
  2. Качество работы R&D

Именно по этим двум аспектам можно судить об эффективности R&D подразделений. Почему именно в этих двух измерениях? Потому что они имеют количественное измерение, которое может быть выражено в денежном эквиваленте. Именно скорость и качество работы R&D находят отражение в финансовых результатах компании.

Например, если за счет оперативности работы R&D мы на 3 месяца раньше конкурентов запустили новый продукт/сервис, то экономический эффект этого очевиден и может быть оценен. Кроме того, чем быстрее подразделение выполняет свои задачи, тем больше задач оно в состоянии решить за период времени.

Поэтому первым и важны индикатором эффективной работы R&D является время от постановки задачи до ее решения. Поскольку задачи в целом ставятся по типовой схеме, то со временем при правильном подходе мы должны наблюдать сокращение времени. Мы должны мотивировать руководителя R&D сокращать это время.

Вторым критерием, как уже было отмечено, должно выступать качество работы R&D. Качество работы R&D – это объем дополнительных доделок/переделок и прочих сложностей, которые возникают с выходными результатами работы R&D. Например, запущена новая линия производства продукта. Конечно это результат работы целой группы подразделений. Однако все «косяки», которые будут возникать при эксплуатации этой линии при условии соблюдения всех требований к процессу и должностных инструкций – прямое следствие недоработок R&D. Поскольку все большинство сбоев в процессе хорошо преобразуются в денежные потери, то мы будем иметь также денежный эквивалент «качества» R&D работ.

А где же затраты на R&D? Конечно, третьим показателем должны являться затраты. Но в большинстве случаев затраты являются прямым следствием скорости и качества работы подразделения. Кроме того, затратная сторона вопроса – это как раз то, что уже хорошо калькулируется в современных компаниях и соотносится с R&D.

comments powered by HyperComments